«Плох тот солдат, кто не мечтает быть генералом» — говаривал литератор Погосский, когда писал свои «Солдатские заметки». Перефразирую в этой статье поговорку в свою сторону — «Какой винный блогер не мечтает стать собственником винотеки (винного бара/ виноградника/винного бренда и т.д.)» и поделюсь с вами своим опытом, как мы открывали винотеку в Праге.
«Инстаграмить» красивые фото с бокалом вина, описывать его характеристики литературным языком и напротив — каждый день работать с вином — это, как выяснилось, принципиально разные вещи. Если вы любите вино, разбираетесь в нем, и несмотря ни на что мечтаете открыть свой винный бизнес, то это статья точно для вас. Здесь я собрала важные пункты и личный опыт, на которые вам обязательно нужно обратить внимание при открытии винного бизнеса в Праге.

Если долгое время заниматься винной темой в качестве хобби, то чаще всего всё-таки наступает момент, когда хочется монетизировать гору дипломов и сертификатов, полученных на профессиональных винных курсах. И для монетизации винного образования, существует как минимум три пути для развития:
— розничные продажи (открытие собственного винного магазина, винотеки, бара и т.д.)
— оптовые продажи вина (дистрибуция и поставки вина из определенного винодельческого региона)
— трудоустройство на позицию консультанта в винотеку или сомелье в ресторан.
Если Вы уникальный человек, то почему бы и не совместить сразу все три варианта? Но, мы оказались совершенно обычными, и поэтому решили попробовать первый вариант — открытие винного магазина в Праге. Что же из этого вышло?

Необходимые документы

Конечно, удобнее всего если у вас уже есть свое юридическое лицо в Чехии, здесь это называется s.r.o. — «společnost s ručením omezeným». И ещё лучше, если вы являетесь плательщиками НДС — Daň z přidané hodnoty (DPH), так как алкогольные напитки вы и закупаете и продаёте с учетом НДС 21 %, а это значит, что в случае превышения расходов, сможете возвращать себе часть налогов.
Для того, чтобы открыть винотеку в Чехии, в которой вы будете не просто продавать вино, но и проводить дегустации, открывать бутылки, наливать вино в бокалы и нарезать ароматного сыра к этому, вам необходимо иметь две важные лицензии:
1. Лицензия «Hostinská činnost» — близко по смыслу: лицензия на хозяйственную деятельность или на деятельность гостинично-ресторанного бизнеса. При наличии этой лицензии вы сможете открывать кафе, пекарни, кофейни, рестораны, отели или пансион, в которых будете предоставлять своим гостям завтраки. Важный момент заключается в том, что данную деятельность может получить компания в том случае, если у нее появится профессиональный специалист, который возьмет на себя ответственность за этот вид деятельности. Здесь вам потребуется человек со специальным образованием (hotelová škola) или без образования, но имеющий непрерывный стаж работы более 4-х лет в области гостинично-ресторанного бизнеса Чехии. Если вы не хотите привлекать специалистов со стороны и платить им дополнительные гонорары, то вы можете самостоятельно пройти курсы повышения квалификации при школах гостиничного бизнеса, что даст вам право стать ответственным лицом в своей компании. В Чехии это звучит как «Odpovědný zástupce». После подачи документов на получение hostinskou činnosti в местный živnostenské úřad вы заплатите 1.000 чешских крон (государственная пошлина), три дня ожидания и ваша лицензия готова. Ах, и да, лицензия вам даётся навсегда. Вам не нужно продлевать её каждый год за какие-либо дополнительные деньги. Сколько лет будет существовать ваша фирма, столько лет у фирмы будет этот вид деятельности.

Личная страница в Инстаграм стала местом рефлексии, чтобы запечатлеть мысли, связанные с открытием винотеки в Праге.

2. Лицензия на продажу крепких алкогольных напитков, здесь это звучит как «Prodej kvasného lihu, konzumního lihu a lihovin». Также оформляется за 40 минут ожидания в отделе предпринимательства (Živnostenský úřad), оплату государственной пошлины в размере 500 крон. Даётся компании навсегда. Продлевать не нужно. Эта лицензия вам необходима для того, чтобы вы имели право продавать в своей винотеке крепкие алкогольные напитки. (примеч. — не путайте с правом быть поставщиком крепких алкогольных напитков, тогда в этом случае работают совсем иные правила).

Кроме вышеперечисленных лицензий, нужно позаботиться ещё об одних важных бумажках, например, о санитарной книжке. В Чехии это называется «zdravotní průkaz». Получить его тоже можно без труда, предварительно записавшись на прием к своему терапевту. Просите санитарную книжку на бессрочный период, просто раз в два года освежайте свои медицинские анализы (это уже на вашей ответственности), и захватите с собой 400 крон. Я за свой zdravotní průkaz заплатила именно 400 крон.

Если концепция вашего винного магазинчика или винотеки предусматривает проигрывание музыкального фона, то не ждите, когда придут контролирующие органы и оштрафуют вашу компанию на кругленькую сумму за то, что вы используете музыку, но не числитесь в базе данных авторских союзов. В Чехии, ровно как и во всей Европе, никто даже не осмеливается спорить и вести дискуссии с авторскими союзами, а напротив, спешат до открытия заведения выбрать понравившийся авторский союз, заявиться самостоятельно — при этом вы получаете более интересные цены на обслуживание и варианты оплаты. Например, мы работали с «OSA — Ochranný svaz autorský pro práva k dílům hudebním, z. s.» и при наличии одного динамика, платили 1000 крон один раз в три месяца.

Где нас может поджидать засада

аренда, аренда, местоположение и ещё кое-что

Мы, конечно, перечитали множество бизнес-планов по открытию винотеки, хотя сегодня, спустя полгода работы в своём проекте, все эти планы кажутся реально детскими и смешными — потому что в них практически ничего не говорится о трёх важных столпах, на которых стоит ещё маленькая хрупкая жизнь новой винотеки, а именно:

локация

колаудация

менталитет

Как-то на просторах Интернета попалось интервью с гуру ресторанного бизнеса в России Аркадием Новиковым, в котором он достаточно реально рассказал об открытии ресторана в Лондоне. Разница между огромной корпорацией Новикова и маленьким семейным бизнесом эмигрантов огромна, как пешком до Луны. Однако, проблемы которые он озвучил, действительно существуют и касаются каждого, не обращая внимания на местонахождение бизнеса и содержимое кошелька у владельца бизнеса.

Взять помещение в аренду в Праге не составит никакого труда, особенно для нашего брата: когда маклер по недвижимости узнает, что вы выходец из России или из стран СНГ, то его финансовые аппетиты будут расти не по дням, а по часам и, конечно, количество предложений по аренде будет сыпаться каждую минуту стопками. Впервые приехавшему в Прагу человеку будет казаться, что услугами по недвижимости не занимается разве что ленивый, однако подобрать профессиональное помещение, которое соответствовало бы требованиям специфики бизнеса — пожалуй, самый сложный вопрос, а иногда и …роковой.

То, что на первый взгляд, вам покажется достоинством, спустя месяцы может превратиться в большие минусы. И это невозможно просчитать теоретически, и понять можно только на своем собственном опыте. Например, арендуемая нами винотека располагалась прямо у остановки общественного транспорта, и казалось бы, что может быть лучше, ведь каждый новый автобус привозит клиентов «пачками» именно к тебе, да только вот не тут-то было. За шесть месяцев работы винотеки ни один человек, вышедший из автобуса не зашел в магазин, чтобы купить бутылку вина и это могло означать только одно — это не твоя целевая аудитория. Люди, которые ездят на общественном автобусе покупают дешевые вина в продуктовых супермаркетах. Твой же клиент приезжает в винотеку на автомобиле или приходит к тебе пешком.

Антураж и романтический флёр готических подвальчиков Праги мешает подойти к решению вопроса с арендой с холодной головой и фантазии бесконечно рисуют в воображении уютные картинки: в каком месте будут винные стеллажи, где столики для гостей, как расставишь бокалы и расположишь потолочную подсветку, дабы подчеркнуть магию искрящегося вина в бокале. Конечно, это красиво. Не поспоришь. Однако, дом, в котором располагалась винотека, был построен в 1888 году и перешел новым хозяевам в ходе процесса реституции, когда права на частную собственность были возвращены их прямым наследникам. Чаще всего, подобные помещения не получают должных инвестиций и эксплуатируются неграмотно и непрофессионально, что сказывается на техническом состоянии помещения.
В нашем помещении жила прекрасная столетняя плесень, и бегать с ней на перегонки не имело смысла, а подчас опасно для здоровья. Именно техническое состояние помещения может стать проблемой номер один в получении колаудации. Забавно читать свой Инстаграм, так как ещё в начале проекта этот вопрос беспокоил не по-детски:
«Kolaudace — вот, что меня сейчас реально волнует и занимает весь мой взбудораженный мозг.
А между тем, в Праге полным полно заведений, которые работают без колаудаце, но это неправильно.
Что такое «kolaudace»? Если попробовать перевести с чешского языка дословно, то это означает «утверждение». Ну знаете, когда вы сдаете какой-либо большой проект или ресторан/кафе/бар или ещё что-то и вам контролирующие органы на ваше дело ставят огромный штампик «УТВЕРЖДАЮ». Так что и мне предстоит пройти такой путь, чтобы заполучить штампик «zkolaudovany» — одобрен для использования». В итоге штампик «Утверждаю» от служб пожарной безопасности мы получили, а вот от службы гигиенты, как вы догадываетесь — нет.

Тут в самый раз затронуть тему чешского менталитета. Год назад мы достаточно хорошо поговорили о чешском менталитете с Андреем Подобным, собственником винотеки «Андре». Позже, я вспомню эту встречу не раз.
Наше поколение, родившееся в Советском Союзе, задавленное системой, часто не может принять чешский здоровый «пофигизм»- мы всегда «рвем и мечем», не принимая обычных простых вещей. А чехи, особенно старшее поколение, они не такие. Они реально могут довольствоваться малым, не испытывая никаких серьезных амбиций, владеть офигенным историческим домом в самом центре Праги, и не рассматривать это как коммерческий проект, не искать интересные пути управления недвижимостью, потому что лень, да и вообще, у них домик на Мораве, им и там хорошо живется! Это Чехия, детка! Поэтому к выбору собственника помещения, нужно относится не менее серьезно. Ведь не все отношения строятся на финансах, иногда, вам будет важно просто понимание и поддержка со стороны арендодателя в разных организационных вопросах.
В данном случае выбор всегда за вами, и на самом деле, это очень здорово. Либо принять чешский менталитет и жить простыми радостями, либо найти некоторую золотую середину и ещё попытаться создать такой проект, в котором будет комфортно и радостно всем, а иначе, для чего всё это? В завершении длинного поста хочется высказаться словами чешских клиентов, которые тебя искренне поддерживают: Ať se vám daří! И пусть вам повезет!

Если вам информация показалась полезной — делитесь, пожалуйста, ссылкой, а также навестите сайт в ближайшее время, чтобы почитать статьи на следующие темы:

Как стать поставщиком вина?

Маркетинг в винотеке b m., \z,c nsc