Амбициозная китайская компания Alibaba Group, известная всему миру крупнейшим коммерческим интернет-порталом выступила с инициативой ввести в Китае официальный праздник — День Вина. 9 сентября в 9.00 команда Алибабы по всему Китаю первая поднимет бокал китайского красного за процветание винной культуры в стране драконов и панд. Как выяснилось, дата выбрана не случайно, цифра 9 ассоциируется в китайской нумерологии с вином и… с понятием завершающей стадии и наполненностью. Вообще девятка в Китае считается очень сильным числом. По звучанию соотносится с иероглифом «вечный». Символизирует могущество, ассоциируется с долголетием и счастьем.

Час

День

Месяц

В 2005 году в Китае начал формироваться спрос на великие вина Старого Света — новоиспеченные китайские миллионеры, почувствовав открывшиеся возможности, отправились искать новые места, где можно с лихвой потратить свои миллионы. Выход нашелся сразу же — рынок высококачественных вин и спиртных напитков для богатых китайцев встал на одну линию с другими предметами роскоши и символизировал статус, престиж и уважение. Приступ популярности у китайцев к винам Старого Света, стимулировал рост цен на вино и увеличил количество сделок. Получить в подарок коробку вина Lafite, Margaux или Latour считалось необычайным признаком всемогущества.
Соблазненные быстрым повышением цен на свои вина, виноделы Бордо даже не пытались проанализировать по какой причине китайцы массово скупали не только вина, но и сами виноградники в Бордо. Спрос на вино в Китае продолжал расти со скоростью 20 % в год, и компании по импорту вина не успевали перерабатывать запрос рынка. В то время как понимание и культура потребления вина у китайцев оставалась на низком уровне. Продавцы вина не были готовы заниматься обучением потребителей, а винная элита мира лишь потешалась над историями о том, как китайские бизнесмены употребляют собственное вино, миксуя его с Coca-Cola.

OIV (International Organisation of Vine and Wine ) международная Ассоциация вина во Франции опубликовала отчет по площади мировых виноградников, который заставил «ахнуть» многих виноделов и любителей вина в мире . Китай вышел на второе место в мире по величине территорий, засаженных виноградниками, потеснив старушку Францию. Таким образом, мировое распределение виноградников на сегодня выглядит так:
1 место — Испания 1 020 000 га
2 место — Китай 799 000 га
3 место — Франция 792 000 га
Для справки: в Чехии — 17 198 га (есть потенциал расшириться до 19 633 га); в России более 85 000 га (продолжаются посадки).

Премиум вина из самых известных регионов стали настолько дорогими, что многие потребители на винных рынках, которые годами были лояльно настроены к винам Старого Света, попросту начали искать другие альтернативы. Часть американских и европейских потребителей были вытеснены из этой ценовой ниши. Экономический кризис 2008 года лишь усугубил эту ситуацию.
А в Китае тем временем стали масштабно инвестировать средства в развитие местного виноделия, засаживать территории виноградниками, приглашать европейских энологов, предоставляя им безграничные возможности для экспериментов. Некоторые французские виноделы начали ориентировать винный маркетинг на китайскую аудиторию, создавая новые этикетки, новые упаковки и пр. За это время в Китае выросли огромные винные корпорации Changyu Pioneer Wine, China Great Wall Wine и Dynasty Winery, и вина некоторых из них могут стоить от 20 фунтов стерлингов за бутылку и более.

Фото blog.sina.com.cn

Однако, в 2012 году музыка китайского оркестра стала затихать — в Китае с приходом к власти Си Цзиньпина началась масштабная антикоррупционная борьба. Десятки тысяч коррумпированных чиновников, в том числе и высокопоставленных, были наказаны. Уровень продаж дорогих вин, элитного виски и других предметов роскоши стремительно падал вниз, потащив за собой продажи и экспорт бордосских вин. На фоне растущего доллара французские производители, которые были сосредоточены исключительно на китайский рынок, столкнулись лицом к лицу с новыми вызовами — вновь вступить в конкурентную борьбу, чтобы вернуть внимание и любовь потребителей, которые успели за это время открыть для себя новые вина из Испании, Португалии, Новой Зеландии и др.стран.
Это был хороший урок для европейского винного сообщества, поскольку слишком быстрые темпы роста цен на вино, основанные на ошибочном маркетинге, например, на таком как дань моде, это серьезный знак к тому, чтобы задуматься, кто на самом деле твоя истинная, исторически сложившаяся, целевая аудитория.

P.S.

Между тем, портал Bettanedesseauve.fr сообщает, что самые известные во Франции винные журналисты и составители профессиональных гидов Мишель Беттан и Тьерри Дессов выпустили второе издание гида по китайским винам на китайском языке, в котором было продегустировано более 170 вин из Поднебесной. Справочники расходятся крупными тиражами и имеют в Китае большой интерес, что ж, как говорится в китайской народной поговорке «Есть цветы – наливай вино, нет луны – поднимайся на башню.»

«Из-за расширения торговых возможностей, процессов глобализации китайцы сегодня всё больше пьют красное вино, и это желание основано не только на основе вкуса и качества. Главное для них — это цвет. Красный цвет символизирует радость и процветание, и отлично сопровождает семейное застолье во время китайского Нового года».

Исполнительный директор виноградников Winston Wines Мишель Джайн.