Бизнес блогеры в социальных сетях и модные тренинги уверяют, что они владеют гарантированным секретом создания успешных моделей бизнеса. Только с ними вы станете богатым и успешным. И пока эта «каста» ведет «диванные войны» за читательскую аудиторию на просторах интернета, в реальном мире ещё есть люди, которые просто идут и делают, ошибаются, спотыкаются, но всегда встают и продолжают свой путь навстречу замечательным открытиям, создавая собственные бизнес-модели. Модели, которые действительно работают, привнося в жизнь радость, самореализацию в чужой стране, и как итог, финансовое благополучие. Пражская винотека «Andre» — хороший пример того, как современный российский бизнес-подход может успешно работать и в Европе. О своём винном деле за рубежом нам рассказывает собственник винотеки «Andre» Андрей Подобный.

Winecourt:
— Андрей, винотека открылась летом 2015 года, а выкроить время на интервью удалось только сейчас. Винный бизнес настолько хлопотный? Или это связано с тем, что российским эмигрантам в Чехии всё дается очень сложно?

Андрей Подобный:
— У некоторых людей складывается мнение, что быть владельцем винотеки — это в первую очередь, престижно и влиятельно. Не нужно прикладывать особых умений, вино продается само, а клиенты составляют сплошные «сливки» общества. В России существует мнение, что если построить свой бизнес на торговле алкогольной продукции, то можно получить хорошую прибыль и быстро вернуть инвестиции. Это лишь поверхностная картинка, за которой скрывается сложный и многогранный бизнес, со своими специфическими свойствами. Я думаю, что каждый человек, который самостоятельно и кропотливо выстраивает основные процессы в своей компании, может так сказать о любом виде бизнеса, не только о винном.

В первые месяцы после технического открытия винотеки, я лично хотел быть тут, чтобы изучать своего клиента. Что ему нравится, какие у него винные предпочтения и как в общем функционирует винный бизнес. Это стали самые ценные знания, благодаря которым я мог оперативно менять свою политику, адаптироваться под чешский менталитет.
С чешскими реалиями мы столкнулись сразу же. Например, обычно предприниматель, при открытии винного бара отдает внимание таким вещам, как местоположение (согласен на 100 %), технической документации, оборудованию, и где-то в завершении ассортименту. Подчас, это происходит банально — заключается договор с алкогольными компаниями-поставщиками, полагаясь на их ассортимент и опыт. Мы тоже глубоко не вникали в ассортимент винной карты. Теоретически портфель вин в нашей винотеке состоял из стран Чили, Австрии и Португалии. На практике произошло иначе. После общения с чешскими клиентами выбор вин серьезно поменялся в соответствии с «национальным генетическим» вкусом чехов, расширившись до образцов из Италии, Франции, и конечно же, местного моравского вина, особенно на бочковые вина. В этом вопросе акцент сделали на винодельню Víno Hruška, они нас покорили и качеством и ценой. С ними удобно и интересно работать.

Национальный вкус

Как часто в эмигрантских русскоязычных кругах говорится о загадочном чешском менталитете, о непредсказуемости их выбора и вкуса. Чехи… Вроде бы такие родные по духу, но и в тоже время совершенно чужие и не понятные. Возможно, но только не в винной культуре. Возможно, но не для тех, кто встречает чехов лишь в метро, на соседнем сиденье. Пожалуй, самая лучшая адаптация и ассимиляция в чужой стране — это личное участие в бизнесе, который ты строишь за рубежом, и ежедневное общение с клиентами — так ты подтягиваешь языковые знания, стираешь психологический барьер непринятия, и конечно же, познаешь все тайны чешской души. Сказать о том, что чехи — пьющая нация, это значит не сказать ничего. Ещё с времен Священной Римской Империи здесь стали выращивать виноградники и делать вино. Сегодня в среднем, по статистике, каждый чех употребляет до 119 литров пива в год, и около 20 литров вина в год. Хотя статисты говорят о том, что потребление пива падает, а вина растет. Это хороший знак, потому что, когда народ переходит на употребление вина, то экономисты рассматривают это, как знак роста благосостояния и эмоционального развития населения.
(примечание: В Люксембурге, одной из самых обеспеченных стран Европы, количество потребляемого вина составляет 54 литра в год на душу населения, в России — около 9 литров в год).
Вкусовые предпочтения и традиции чехов в вине действительно четко прослеживаются. Если посмотреть эногастрономическую историю стран бывшего Советского Союза, то поколение 70 — 80-х годов 20 столетия воспитывалось на красных сладких и полусладких винах Грузии, Молдавии и Румынии. Тоже самое происходило и с белыми винами, и всё, что было сухое или полусухое воспринималось народом, как «кислятина». По мнению Андрея, у чехов же винная культура формировалась под влиянием вин Австрии и Германии, где прохладный климат схож с их климатом и обычно способствует высокому уровню кислотности в винах.

Поэтому чехи обожают моравские белые вина, с большим содержанием кислотности и меньшим содержанием сахара. А по красным винам, они прекрасно понимают, что виноградникам, расположенным в винной области Моравии или Чехии, для совершенного созревания таких сортов винограда, как Пино нуар или Каберне Совиньон и других красных сортов, не хватает количества суммарных солнечных дней, нежели в той же Португалии или Франции. Однако, несмотря на это, чехи очень консервативная нация, которая прямо таки с осторожностью принимает вина из «не своих» винных регионов. И если проследить по количеству продаж, то всегда на первом месте будут стоять моравские вина, на втором — итальянские, а на третьем — что-то из Хорватии. «Странность» выбора Андрей объясняет вполне логично: Моравия — это родной винный регион, а Италия и Хорватия — это ближайшие морские «отпускные» страны, где чехи с большой радостью проводят отпуск и пробуют местные вина, которые в дальнейшем у них ассоциируются с отдыхом и приятными ощущениями. Как только чехи начнут массово ездить на южный берег Франции, то продажи Бордо или Бургундии в пражских винотеках пойдут в гору. А пока французские вина из них мало кто выбирает, хотя честности ради, исключение составляют вина Шатонёф дю Пап. Была у них такая знаменитая песенка «Báječná ženská» в кантри стиле, которую исполнял Михал Тучны. Так вот там были примерно такие слова: «….когда великолепную женщину берет в жены великолепный мужчина, то их ждет великолепная жизнь, полная великолепных дней без потерь — целый день только и будут сидеть и попивать Шатонёф дю Пап….»

Winecourt:
— Винотека «Andre» очень сильно отличается своей концепцией от винотек, к которым привыкли чехи. И в районе метро Hurka (Прага) можно сказать, что вы самые известные. «Быть не таким как все» — это плюс или минус для вашего бизнеса?

Андрей Подобный:
— Честно сказать с винной культурой и виноделием я связан с юношества. Я родился и вырос в Ставропольском крае — винном регионе Советского Союза, откуда поставлялся винный материал для многих винных заводов страны. Мой дядя Подобный Александр Павлович, винодел-технолог с большой профессиональной историей. Ставропольский завод виноградных напитков был регулярным местом прохождения нашей летней практики, и конечно, все процессы производства вина мы видели собственными глазами. И не просто видели, а учились помогать. Поэтому можно смело сказать, что видение винного бизнеса и винной культуры у меня формировалось ещё с молодости.
Действительно, когда к нам приходят чехи, они искренне удивляются. Внешний вид винотеки их наводит на мысль, что здесь будут продавать только элитные дорогостоящие вина. А мы же, напротив, не понимаем, почему светлая и чистая винотека, с приятной музыкой, уютными столиками, без специфических неприятных запахов связана только с элитными винами. Чистота и комфорт — это в первую очередь уважение к себе и к своим клиентам. Сейчас клиенты уже привыкли к этому, и похоже, что им это очень нравится. И теперь к нам приходят не только с нашего района клиенты, но и приезжают из отдаленных уголков Праги. И это здорово!
Каждый четверг-пятницу мы открываем винные бутылки с разных винных стран и винных регионов для бесплатной дегустации, потому что хотим, чтобы люди пробовали. Пробовали как можно больше, ведь именно в сравнении можно познать разницу. Понять, что тебе нравится, а что нет. В таких моментах
наши клиенты тренируют свои дегустаторские способности, и кто, знает, возможно какое-то вино с Португалии покорит сердце консервативного чеха, открыв ему новые яркие вкусы. Дегустации — это своего рода информация для покупателя. Информация не бывает бесполезной. Просто она бывает своевременной и не своевременной. Возможно, именно в этот момент она клиенту не нужна, так как он преследовал другие цели, например, купить белого бочкового вина из Моравии. Но попробовав дорогое Мерло с Франции, запомнит его вкус и воспользуется этой информацией, когда захочет удивить друга хорошим вином на день рождения или сделает подарок коллегам на Новый Год. Почему нет? Информацию о дегустациях всегда можно найти на нашей страничке в Фейсбук.
Winecourt:
— Мне нравится задавать этот вопрос всем россиянам, кто имеет отношение к винному бизнесу или культуре здесь, в Чехии. Прежде всего, потому что из ответа я узнаю что-то новое. У чехов есть народная поговорка «Je šest druhů vína. Bílé, červené, chutná, nechutná, zadarmo a za peníze», которая в русском значении звучит примерно как «Есть шесть сортов вина — белое и красное, вкусное и невкусное, бесплатное и за деньги». Как ты для себя расшифровываешь эту поговорку?

Андрей Подобный:
— Знаешь, на самом деле, я думаю, что в обычной жизни у чехов никакого понимания стиля вина нет. Речь не идет о классификации вин, тут больше моральная сторона. И это не звучит укоризненно. На мой взгляд, эта поговорка вообще не о вине — она о людях. И эти шесть сортов вина, кстати, ярко описывают характер наших покупателей. Например, среди них есть клиенты, которые, не глядя на сорт винограда, на страну происхождения, на стиль вина всегда хотят купить только дорогое. А есть такие, которые говорят, что красное вино нам даже не предлагайте — только белое! При этом, им все равно, что за окном жуткая промозглая осень.

Winecourt:
— И напоследок, все-таки вернемся к первому вопросу. Сложно ли российскому эмигранту открыть бизнес в Европе, в данном случае в Чехии. Чувствуешь ли ты какое то давление или страх?

Андрей Подобный:
— Вино не связано с негативом. Это, прежде всего, красиво. Ко мне не приходят люди со злостью. Если я и сталкивался с какими-то негативными эмоциями, то к сожалению, только от своих соотечественников, которые почему-то считают, что имеют право давать советы, как вести бизнес и какое вино продавать. У чехов даже мысли такой не приходит. 80 % наших клиентов — это местное население, и я очень благодарен этому, потому что каждый день работы с чехами, общения с ними приближает меня к пониманию чешского менталитета. Хочу расстроить всех политизированных читателей (если у вас такие есть) — как бы мировые СМИ не пытались нагнетать обстановку в негативном отношении к России и россиянам, в житейских реалиях это неправда. Чехи относятся с пониманием и уважением к нашему бизнесу и нашему выбору. Они проявляют искренний интерес почему мы занялись таким необычным для эмигрантов бизнесом, как сами оцениваем моравское виноделие, и с большой радостью сами делятся с нами информацией. Среди постоянных клиентов у меня даже появились друзья, например, поклонного возраста пан Йиржи, бывший редактор учительской газеты, который несмотря на свой возраст, продолжает активно писать в учительские газеты всей страны. Мы любим обсудить с ним бытовые проблемы простой жизни, поговорить о семье и об особенностях жизни в Чехии. В таких случаях, я понимаю, что мы не продаем вино. Мы продаем эмоции.
Проблема выбора ниши для собственного бизнеса и предназначения всегда была и будет самой актуальной для эмиграции в любой стране, неважно Чехия это или Америка. Если подходить к организации бизнеса с установкой «обойти закон», то бизнес в любой стране станет для человека проблемой. Если начинать свой бизнес в чужой стране с уважения к местным законам, традициям и культуре, то всё у вас получится, какую бы высокую планку вы себе не ставили. Поверьте, если каждый день, двигаться хоть по маленькому шагу, но вперед, то решается всё.